Текст легенды изложен с минимальными изменениями синтаксиса и пунктуации оригинала
(оригинал)
Там где в наше время переливается сребристыми валунами обширная красавица Крымских бухт, Феодосийская, — в давно минувшие времена красовался величественный город, в который могли проникать только птицы небесные. Окруженный высочайшими стенами и более высокими башнями, он примыкал прямо к морю, пресечённому плотинами и с этой только стороны жители могли сообщаться с отдаленными странами.
Что это был за народ, откуда прибыл и почему здесь именно поселился? никому не было ведомо. Любознательные туземцы не раз бывало приближались к этим стенам, прикладывали ухо к земле, чтобы узнать на каком наречии говорят их случайные соседи, но напрасны были их труды: из города не доходили до них никакие звуки. Точно в нем жили глухонемые или особенного рода кроткие и покорные друг другу не знающие злобы святые люди.
Не видя ничего вредного или могущего принести вред их стране, туземцы возвращались домой совершенно спокойными и не мечтали нарушать покоя не прошенных гостей. Так прошел год или два. Случалось иногда, что пастухи, бродившие с стадами по прибережным горам, рассказывали, что видели большие корабли с множеством юношей и детей, которые подходили к плотинам таинственного города и точно там поглощались напором волн. Всего страннее казалось отдаленным степным жителям, что из за стен этого города, постоянно выходила масса чёрного дыма, свидетельствующая, что там день и ночь обитатели занимаются выжиганием чего-то недоступная их понятиям. По мнению одних там приготовляли черепицу, которую увозили куда-то морем, а по предположению других это был просто дым из очагов, где постоянно поддерживался огонь, чтобы предупреждать злодеяние враждебных сил природы.
Но вот однажды владетели степей собрались в огромном числе отпраздновать один из годовых праздников своих невдали от таинственных стен и с обыкновенною беспечностью предались играм, пляскам и пьянству. Когда-же на другой день они пробудились после крепкого сна, то ни на одной повозке не оказалось ни единой женщины и ни одного дитяти до 10 летнего возраста. Не постигая куда они могли деваться, бедные ограбленные отцы и мужья бросились по различным направлениям в предположении, что злые духи вознамерились надсмеяться над ними. Но все поиски ни к чему не привели. Сгруппировавшись снова на первоначальное место, скотоводы послали нарочного в горы, чтобы привезти на место события славного их знахаря и спросить его мудрого разъяснения.
Знахарь вызвал служащая ему духа и молча указал пальцем на таинственные стены.
— Он прав, он прав! заревели туземцы.
— Но каким образом наши жены могли проникнуть за эти. стены, в которых нигде нет отверстий? спросили у него.
Знахарь вторично показал тоже направление.
Веря в его безошибочность и безгрешность, скифы решились самым подробным образом осмотреть всю окружность стены, но нигде не нашли ни малейшей щели, куда можно было-бы приложиться даже глазом. После чего они собрались на совещание. Знахарь посажен был в центре круга.
— Скажи нам мудрый отец — обратился к нему старшина племени — с какою целью могли быть похищены наши жены, матери и дети? я бы не спрашивал тебя, если б похищены были только молодые женщины и девицы, но ведь не пощажены даже и безобразные старухи?
— Молодые будут проданы в неволю, а старухи пойдут на их мыловарные заводы—отвечал чародей.
— Мы не понимаем твоих слов мудрый отец.
— В таком случае я расскажу вам причину поселения в нашей стране этих таинственных людей. В то время когда мы воевали в отдалённых местах, люди эти осматривали берега моря и, нашед эту местность чрезвычайно удобною для враждебных человечеству целей, избрали ее, как пункт самый выгодный для действий своих, а чтобы скрыть от всех свои занятия и предупредить однажды навсегда нападение на них, они оградили себя высокими стенами, за которыми и детям не приходится бояться. Обеспечив себя таким образом, эти люди перевели сюда свои корабли и мыловарные заводы. Приготовляемое ими мыло чрезвычайно высоко ценится и представляет та- кия достоинства, каких никто не мог придумать по незнанию секрета приготовления, но так как для меня не существует тайны, то я узнал, что оно приготовляется на телах старых женщин, которые целиком бросаются в котлы наполненные салом. Понятно, что этим варварам нельзя было свободно заниматься таким промыслом в своем отечестве и они переселились в отдаленную землю, где никто не станет им препятствовать в уничтожении бедных беззащитных женщин. Но кроме этого занятия они занимаются торговлею молодых женщин, которых схватывают или покупают на невольничьих рынках и перепродают в отдалённых землях с громадными барышами. Для таких целей захвачены и ваши матери и жены и горе им, если вы не поспешите их выручить в течении семи дней.
— Каким-же образом мы проникнем за эти стены? спросил старшина.
— Не в том дело — отвечал знахарь. Если мы проникнем к ним, то они очень рады будут воспользоваться нашими телами для своих выгод и без сомнения никто из нас не возвратится домой. Нам необходимо придумать более действительное средство, чтобы навсегда изгнать из страны нашей этих вредных людей. Для достижения этого я предлагаю вам разделиться на три группы. Первые две партии немедленно начнут пробивать, с двух противоположных сторон, в стенах широки отверстия, a последние подготовят тем временем новое направление для реки Истрианы, которую мы целиком направим в одно из сделанных отверстий. Река хлынет в углубление и станет собираться в низменности таинственного города и, расширяясь постепенно, начнет теснить злодеев. Тогда наши матери и жены с детьми бросятся к противоположной бреши, у которой вы будете стоять с саблями в руках и пропускать только своих. В заключение бесчеловечным торговцам по неволе придется сесть на свои корабли и возвратиться туда, откуда прибыли.
— Да продлить Бог твою жизнь за это мудрое наставление— отвечали ему номады и немедленно разделились на три партии.
В тот-же день приступлено было к работам, которые закончены были одним общим ударом в тот момент, когда воды реки Йстрианы подступили к основанию стен, казавшихся несокрушимыми. Скопившаяся вода разом влилась в отверстие и пред изумленными скифами представился чудный город с высокими домами, наполненными различными иноземными товарами. Иностранцы засуетились и бросились закладывать брешу, но лишь только подступили к ней, как сотни стрел посыпались на встречу. Тогда только поняв предстоящую опасность, они начали думать о вывозе скопленных богатств. Тем временем пленённые женщины с детьми и тысячами других девушек, догадавшись в чем дело, выбежали из своих засад и на призыв своих мужей направились к противоположной бреши и так как никому не представлялось надобности останавливать их, то все они выступили из заключения и снова очутились между своими.
Между тем мстители не отступали, чтобы не допустить ни единого злодея пробраться в их землю и до тех пор не сложили своего оружия, пока река не поглотила весь город и не поднялась над уровнем моря.
Год спустя здесь образовалось великое озеро, исчезли высокие стены и с ними вместе не осталось следов от плотины. В заключение пресные и солёные воды братски соединились в одно тело, a река Йстриана как-бы в сознании, что исполнила свое назначение, иссякла навсегда.
„Есть люди — прибавил рассказчик грек — которые и теперь при ясной погоде видят в Феодосийской бухте отражение великолепных зданий с широкими улицами и блеск драгоценных камней, как-бы рассыпанных по вынужденной необходимости. Более-же дальнозорким чудятся неимоверной величины медные котлы, в которых плавают ниц лицом с распущенными волосами сморщившиеся старухи. Это кажется им миражем водяного царства, но кто знает совершившееся событие, тот нашептывает молитву и проклинает безжалостных основателей затопленного города. *)
Источник: Легенды Крыма / В.Х. Кондараки. – Москва : тип. В.В. Чичерина, 1883. – 100 с.; 22.