Текст легенды изложен с минимальными изменениями синтаксиса и пунктуации оригинала
(оригинал)
На южном берегу Крыма в виду Алушты и татарских деревень Шумы и Демерджи существует громадная скала оригинальной формы, именуемая названием последней деревни Под нею туземцы и теперь указывают на здание, всецело погребенное в земле, павшим с вершины её гигантского размера камнем.
Я осматривал это место с целью раскопать его, но против этого восстали некоторые старики из боязни заслужить гнев Божий. Впоследствии я узнал от одного грека существующую легенду по поводу этого печального события. Передавая ее читателям моим я по возможности буду держаться точных слов рассказчика.
„Всем нам известно, что в Крыму не создано скалы выше Демерджинской. Там с незапамятных временен Творец неба и земли создал две громадный колонны из каменной массы с целью, чтобы праведные и грешные люди сознавали-бы свои деяния и верили в действительную заботливость о человечестве Правосудного Бога.
Высоко, высоко подымались над вершиною скалы эти священные, столбы. Взойдет-ли солнце оно приветливо посылает к ним свои первые лучи и колонны раздвигаются, выражая этим благоволение Бога к беспорочным деяниям дневного светила. Подует-ли ветерок с боголюбивого востока он спешит облобызать нерукотворные колонны и получив от них отрадную весть Божьего благословения затем уже резвою струей разольется по миру. Пробудится-ли на заре могущественный айтос (орел) властитель птиц небесных — он преклоняет голову к подножью священных колонн и до тех пор не примет полета, пока не раздвинутся колонны — счастливые благовестники Творца вселенной; вспорхнет-ли из гнезда молодая ласточка впервые на свет Божий, она предварительно прощебечет молитву у священных столбов и потом уже пустится плавать по бесконечному океану воздуха; и окажутся-ли на небосклоне тучи небесные — ни одна из них не минует Демерджинской скалы, чтобы не поклониться священным колоннам, воздвигнутым Господом на этой громадной возвышенности.
Но горе тем поклонникам, пред которыми сожмутся священные столбы: проклятие Всевышнего должно истребить грешника, он превратится в уродливый камень и сто лет спустя будет свержен с священной вершины в бездонную пропасть и не отдохнет уже на этом черном камне ни путник усталый, ни орлица раненная, ни филин зловещий, все будет чуждаться окаменевшего грешника — далее червяк и хищный змей минуют его с прикрытыми глазами.
И вот на этой, достающей до неба скале за священными столбами, на зеленеющей равнине, внезапно явился обширный храм с сияющим крестом. И видели жители подножия священной скалы сходящего к ним старца, убелённого сединами за подаянием и думали они не угодник-ли он Божий, ниспосланный к священным прорицателям милости и гнева Творца вселенной, чтобы научить их воздавать приличные почести божественным колоннам. Но праведный старец, покрытый рубищами, изнуренный телом, но бодрый духом, хранить в душе тайну внезапного явления своего. Ни чей язык не дерзает спросить его кто он, откуда явился и кто ему поведал, что на отдаленном краю мира на неизмеримой каменной высоте, прикрываемой пеленами туч, воздвигнуты священные столбы; никто не дерзает полюбопытствовать: какою неестественною силою воздвигнуть в дикой пустыне храм, поражающий грешных людей и чудотворным действием и великолепною наружностью. И не раз бывало любознательные обитатели подножия священной скалы приглашали таинственного пришельца к себе под очаг, ласкаясь надеждою выслушать исповедь его, но старец говорить только о чудесах пострадавшая за нас Богочеловека и призывает их к покаянию.
Не раз бывало девы безгрешные, утоляя жажду изнуренная старца, возвращающаяся из отдалённых окрестностей, предлагали ему покойное ложе и просили поведать им свои нужды; не раз бывало малолетние дети, научаемые родителями, целуя рубище его, спрашивали: кто он такой, как его зовут и зачем поселился на трудно досягаемой вершине святой скалы? Но таинственный старик, благословляя их на жизнь отрадную, уклонялся от ответов. Между тем все замечали, что с того времени как ступил на их землю благочестивый старик в народе поселилась дружба и любовь, почва и море начали доставлять баснословные блага.
Но вдруг не стало благочестивого старца — хранителя священных колонн. Напрасно его выжидали обитатели у подножия священной скалы с утра до поздней ночи; напрасно они приносили к источнику, куда обыкновенно сходил старик за водою, свежий творог и мягкий хлеб. Увы, исчез без вести таинственный служитель евангелических истин. И подумали все, что он покинул обитель свою и возвратился к гробу Господнему, чтобы там почить в мире. Потом им казалось, что Господь удалил его от нечестивых грешников, чтобы поразить их несчастьями
И не раз бывало томимые этою сокрушительною мыслью, со слезами на глазах и уже лишенные прежних благ почвы, они умоляли милостивого Творца возвратить к ним благочестивого пустынника, утешавшего их могущественным словом. Не раз бывало больные, которых исцелял таинственный пришелец, падая навзничь в тяжких страданиях взывали к скрывшемуся благодетелю своему, но тщетны были их крики и слезы.
Тем временем, на кровлях жителей подножья священной скалы в поздние часы ночи начал показываться неизвестно откуда прилетевший огромный величины белокрылый орел и прокричав страшным голосом что-то в роде хулы, исчезал в мраке ночном. Старики, пробуждаемые этим криком с ужасом подымались с ложа своего, зажигали пред ликами святых угодников лампады и горячо молились Господу о спасении их от предстоявших бедствий. Потом, снова прильнув головою к подушке, мечтали, что в образе орла навещает их благочестивый странник и быть может из сострадания предвещая гнев Божий, требует всеобщего покаяния. И опечаленные духом, богобоязливые обитатели подножия Демерджинской скалы до восхода солнца спешили стать на молитву в деревенском храме.
В таком печальном настроении души находились древние обитатели окрестных селений Алушты. В заключение они начали терпеть не только голод, но и беспрестанные набеги корсаров и номадов, бродящих за горами. Несчастие это заставило их во чтобы не стало открыть причины исчезновения благословенного старца. По решению старейшин обязаны были все без исключения взойти на поверхность скалы и пройти между священных колонн. Предполагалось обвинить в страшном грехе того, пред кем сожмутся эти колонны.
Когда наступил урочный день, народ после выслушания божественной литургии, потребовал от духовника своего последовать за ними к священным столбам, но он отказался, под предлогом сильного изнеможения и скрылся в своей хижине. Все же остальные с пением священных молитв взобрались на священную возвышенность и преклонив колена начали поодиночке проходить промеж славных колонн. Последнею приходилось пройти молодой девушке, слывшей в селении за самую честнейшую. Ее звали Орфелиною т. е. сироткой, потому что она не имела никого родных и принята была за дочь деревенским священником. Орфелина по приказанию старейшин опустилась на колени и медленно начала подвигаться к священным колоннам. Народ с недоумением следил за судорожными движениями чистейшей по его мнению, девы.
Приблизившись к колоннам, Орфелина подняла глаза, налитые слезами к небу и казалось страшилась сделать лишний шаг вперед.
Народ, заметив нерешительность сиротки зашумел и начал торопить несчастную. В этот момент послышался какой-то подземный гул. Орфелина с трепетом возвела глаза к святому храму, на сияющем кресте которого внезапно появился белокрылый орел — и быстро двинулась к колоннам. Но прежде чем несчастной удалось вымолвить слово, священные столбы сжавшись с нею вместе погрузились в недра скалы, a вместо их вылетел черный гигантский камень, который с страшным шумом взвился к небу и упал на здание деревенского священника, которое и исчезло под тяжестью его.
Тогда только народ постиг причину внезапного исчезновения благочестивого старца и страшный грех прелюбодеяния духовного отца своего с беззащитною сиротою, которой он дал, пред Богом, имя родной дочери.
С того времени не существует на Демерджинской скале ни каких следов ни от храма, ни от священных колонн, но здание с грешным иереем и камень, погрузивший их в землю, сохранятся навсегда в пример будущему человечеству.“
Переданная нами легенда придумана греками. Теперь мы сообщим татарское предание относительно той-же скалы.
Источник: Легенды Крыма / В.Х. Кондараки. – Москва : тип. В.В. Чичерина, 1883. – 100 с.; 22.