Текст легенды изложен с минимальными изменениями синтаксиса и пунктуации оригинала
(оригинал)
Всем набожным туземкам Крыма известно, что бывают моменты, когда добродетельные духи снисходят на землю с твердым намерением исполнить первое подслушанное желание добрых и невинных молодых людей. Такая милость, по их мнению, происходит только тогда, когда дух их упоен блаженным настроением и они в свою очередь жаждут обрадовать хоть одного из вышедших к ним навстречу людей. В былые времена, когда человечество не знало пороков и чтило заповеди Творца без дерзкого рассуждения и когда все жили между собою, как единокровные братья, благодетельные духи эти очень часто посещали землю; но с того времени, когда человечество развратилось и захотело жить собственным умом, без всякого содействия верховных существ, духи эти перестали навещать нас и вероятно это продолжится до того времени, пока Господь истребит всех бесчестных и заменит их такими покорными и благочестивыми, какие существовали в первые годы миросоздания.
Вот в это благодатное время невдали от теперешнего татарского селения Козы, у подножия горы Урбаш, находилась деревня, прикрытая громадными деревьями от палящих лучей солнца и беспокойных ветров. В деревне этой строго соблюдались правила гостеприимства в отношении всех искавших приюта и чувствовавших голод. Считая эту обязанность за высшую добродетель, добрые люди постановили в добавок носить с собою запасную пищу и при выходе на степные работы, так как часто к ним подходили истощенные голодом странники и вынуждаемы были продолжать свой путь голодными. Естественно, что за подобные услуги они ежедневно получали сотни благословений, которые подобно дыму фимиама возносились к небу, и Бог щедрою рукою осыпал их милостями.
Однажды над деревнею этою повстречались два добрых духа, летевших с целью обрадовать кого-нибудь из добродетельных людей.
— Отчего-бы нам не оказать какой-либо милости жителям этого селения? сказал один из них. Эти люди никого не пропускают мимо себя без того, чтобы не накормить и не успокоить во имя нашего всемилостивейшего Бога.
— Я полагаю, что они достаточно награждены — отвечал другой.
— Ты прав; но Бог заботился о главных их потребностях, a ведь у молодых людей бывают и второстепенные желания, без которых хотя и можно обойтись, но отчего-же не предоставить их достойным для поощрения добродетели. Посмотри, вон там между двумя скалами собралось много молодых девушек, которые о чем-то говорят между собою. Спустимся к ним и послушаем чего ради они столпились, тогда как отцы и матери их продолжают работать.
— Пожалуй, полюбопытствуем, но только примем человеческий образ.
Благодетельные духи опустились на землю и приняли образ нищих. Когда они подошли к девушкам их немедленно пригласили поселянки прилечь на разосланные фартуки и платки и каждая поднесла узелок свой с запасною пищей, умоляя подкрепить силы свои.
Путники, чтобы не оскорбить добрых девушек исполнили их просьбу и потом начали расспрашивать где они живут и довольны-ли своим положением?
— О мы счастливее всех наших соседей — отвечали весёлые девушки — нам Бог дает постоянные дожди, когда в них является необходимость; наших садов не истребляет гусеница; наши пчелы дают нам превосходный мед. Словом мы пользуемся всеми благами с таким избытком, что считаем за большое счастье, когда можем заманить в селение наше проходящих путников.
— Следовательно вы ни в чем не нуждаетесь? спросил один из нищих.
— Ни в чем, за исключением разве такого фонтана в тени, где-бы можно было во время таких жарких дней как сегодняшний, освежить свое тело. Этого только блага не достает нам для окончательного нашего блаженства.
— Вы будете его иметь сейчас-же — сказали нищие поднявшись с места и ударяя посохами своими в соседние скалы.
Пока изумлённые девушки осматривали незнакомых странников, говоривших с такою самоуверенностью, над головами их образовался высокий каменный шатер с большим сквозным отверстием в центре и из потолка его в виде дождевых капель, начала падать прохладная вода.
Нищие исчезли.
С той поры добродетельные девушки, как только чувствовали жар или усталость, бегом неслись к Делекли-кая *) и, сбросив с себя одежду, моментально освежались отрадными каплями освежающей влаги.
Скала эта, названная банею дев, до настоящего времени существует, но с той поры как добрые дела заменились пороками, ни одна уже девушка не может пользоваться прежним изобилием водяных капель.
Источник: Легенды Крыма / В.Х. Кондараки. – Москва : тип. В.В. Чичерина, 1883. – 100 с.; 22.