ДЕМЕРДЖИНСКАЯ СТАТУЯ

Текст легенды изложен с минимальными изменениями синтаксиса и пунктуации оригинала

(оригинал)

Источник: Легенды Крыма / В.Х. Кондараки. – Москва : тип. В.В. Чичерина, 1883. – 100 с.; 22.

Кому из посетителей Крыма неизвестна Демерджинская скала, эта гигантская возвышенность, у подножия которой зеленою лентою вьются фруктовые и виноградные сады Алуштинской долины? Скала эта замечательна у туземных обитателей множеством баснословных рассказов и бесспорно принадлежит к числу самых очаровательных картин природы в классической части Тавриды. Испещренная какими-то полуколоннами и как будто развалинами дворцов, она гордо подымает вершину свою к облакам и как будто с ненавистью следит за грозным морем, не раз силившимся сокрушить её бытие.

Изучая все относившееся к этому роскошному колоссу Крыма, я положительно был убежден, что, кроме греческих легенд, должны существовать о нем и татарские мифические предания, потому что и этот народ не совсем равнодушно смотрит на величавые игры природы. Но, увы, ни в Алуште, ни в соседних деревнях я ничего не мог узнать даже об оконечности Демерджинской скалы, представляющей верное изображение каменной статуи, которую одни уподобляют татарке, прикрытой чадрою, другие — женщине с зачесанным шиньоном, третьи — сфинксу и т. д.

После многих лет, прошедших в напрасных расспросах, я как-то случайно завел разговор с одним хаджи из деревни Гурзуф о том, каким образом Крым перешел во власть русских и почему крымские татары ласкаются надеждою, что страна эта вновь перейдёт в их господство.

— Всему есть своя судьба и каждой стране прописана её будущность, — отвечал хаджи. — Крым славится и в наше время в самых отдалённых странах. Хвалу эту я слышал собственными ушами от различных мусульманских сект, стекавшихся чуть-ли не со всего мира в блаженную Мекку. Все они сожалеют, что такая роскошная для жизни страна изъята Аллахом из наших рук. Но разве люди, ничтожная тварь Бога, вправе роптать против мудрого предопределения Творца? Хысмет, или судьба, есть закон неизменный и для солнца и для козявки. Да будет-же над нами святая судьба выражением воли Всемилостивейшего и всех посланников его на грешную землю! — Хаджи остановился на минуту и затем продолжал: — По поводу присоединения Крыма к России и как долго стране этой суждено оставаться во власти русских, я передам вам один из рассказов моего деда, который всегда приходит мне на память, когда я проезжаю мимо Демерджинской скалы и глаза мои подымаются на юго-восточную оконечность её, принявшую форму женской фигуры. В то злополучное время, когда в Крымском ханстве начались первые смуты и неурядицы по проискам турецкого правительства, а ханы наши соизволили предавать забвению законы пророка в роде того, что для красы брили бороды и подвязывали подбородки черным платком, чтобы скрывать поступки свои от народа и строгого духовенства или с тщеславием возлагать на себя иноверные ордена, — в Алушту прибыл с неизвестных стран какой-то дервиш, поразивший всех святостью жизни и великими чудесами. Слава о деяниях и предсказаниях его быстро разнеслась по Крыму и дошла до Бахчисарая, где народонаселение более других томилось предчувствие  тяжкой зависимости от турок. Слухи эти заставили некоторых из представителей страны приехать к славному дервишу и допросить его о будущем назначении ханства. Благословенный Богом старец принял этих вельмож очень сурово и долго не соглашался поведать им сокровенной тайны, но когда они поверглись пред ним ниц и, целуя рубища его одежды, начали умолять от имени всего народа, он изъявил согласие на следующий день стать на молитву и открыть всенародно то, в чем нуждаются пославшие их. Беи и мурзы разошлись и собрались в назначенный час к дверям мечети. Верный обещанию дервиш явился пред ними в полдень и приказал местному мулле пропеть благовест на молитву. Когда собрались все богобоязливые мусульмане, святой человек сообщил им настоящую причину их приглашения и просил быть особенно усердными к сегодняшнему намазу (молитве), имеющему важное значение для разъяснения будущей судьбы их царства.

— Аллах керим олсун! отвечала толпа и расположилась к молитве.

Дервиш выступил вперед и, подняв глаза к небу, начал нашептывать какие-то таинственные слова. Не прошло и десяти минут как раздался страшный подземный удар, от которого взъерошилось и закипело море. Женщины и дети выбежали из домов своих и с отчаянными криками призывали мужей и отцов. Молившиеся с трепетом пали ниц. Дервиш возвысил голос. Последовал второй более сильный удар, от которого многие постройки разрушились. Но когда святой начал вертеться и в утомлении упал на землю, все окрестный горы запрыгали на основании своем, а Демерджинская скала покрылась густым черным дымом. Мрачное облако это исчезло только тогда, когда дервиш снова поднялся на ноги. Но каково было изумление народа, когда на оконечности этой скалы точно вырвалась из земли каменная фигура в образе женщины.

— Что это означает? вскрикнул в один голос народ.

— Это означает то — отвечал дервиш, обратившись к визирям и агам — что царство татарских ханов скоро погибнет с лица земли, и что в подобии этой статуи воцарится над вами христианская царица и царство её наследников будет, продолжаться до тех пор, пока эта фигура останется несокрушённою Богом!

Дервиш закрыл лицо руками и моментально исчез из глаз народа.

Предсказание его в точности сбылось много лет спустя, когда Крым достался императрице Екатерине.

Источник: Легенды Крыма / В.Х. Кондараки. – Москва : тип. В.В. Чичерина, 1883. – 100 с.; 22.

Author: slserg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *