(Греческая легенда).
Текст легенды изложен с минимальными изменениями синтаксиса и пунктуации оригинала
(оригинал)
В те времена когда Партенит *) был важным коммерческими городом в Тавриде, к нему стекались чуть-ли не со всего мира торговые люди. Следуя им, посещали эту восхитительную страну и многие любознательные архонты и царевичи, которые от праздности предавались здесь всевозможным пиршествам и порокам в полном убеждении, что шалости их навсегда останутся неизвестными родителям и подданным. Вот эти последние, сговорившись между собою, построили громадный замок с банями, галереями, зеркальными стенами и фонтанами, из которых вместо воды струилось чудное вино, не вдали от Партенита на величественной Карабагской горе, густо заросшей лаврами и кипарисами, с которой виднелось море на неизмеримое пространство и откуда до Партенита и Алустона было не более часа езды.
При замке этом состояли на постоянной страже и службе около 80 человек отчаянных молодцов, на обязанности которых было и похищение самых хорошеньких девушек из поселений Тавриды и всей прибережной полосы понта Евксинского. Число дев в замке не должно было быть менее 200, начиная с 9 до 15 летнего возраста. Люди эти обязаны были тщательно заботиться о содержании и телесной красоте пленниц своих до приезда господ. Их откармливали всеми лучшими яствами мира, ежедневно купали в молоке, натирали тело благовонными маслами и никогда не выводили на показ дневному светилу, чтобы не подвергнуть солнечному загару или влиянию морского ветра. Кроме этого их учили песням, танцам и гимнастическим играм.
Но кто были основатели этого величественного замка, никому не удалось узнать их имен. По предположениям одних это были сыновья греческих царей, а по другим соображениям это были архонты и цари, которые ежегодно желали проводить два, три месяца на полной свободе вдали от подданных и строгих проповедников морали.
Так или иначе, но ежегодно 15 мая к Карабагской скале подходил громадного размера корабль, из которого высаживалось несколько таинственных лиц, которые укрывались в замке.
С этого дня молчаливая местность оживлялась постоянными звуками музыки и сотни купцов направлялись сюда с лучшими произведениями мира.
По истечении же летнего периода все юные восхитительные пленницы замка вместо того, чтобы быть возвращены в отечество, по одиночке вызывались в нарочно устроенный павильон над неизмеримою пропастью моря и здесь безжалостно предавались отсечению головы, как преступницы или как игрушки никому ненужные. После чего гордые и недоступные владыки замка отплывали неизвестно куда, а стража их вновь пускалась странствовать с целью населить проклятое жилище новыми более прекрасными созданиями.
Однажды к Карабагскому замку против обыкновения прибыло три судна и вместо 8 или 10 гостей высадилось около 50 человек в блистательных костюмах. Три дня и три ночи сносились с судов вина и различные лакомства. Как только окончилась выгрузка, суда отплыли одно по направлению к Херсонесу, а другое к Судаку. Чрез несколько дней они возвратились и некоторые пастухи видели, как с них спущено было много женщин связанными.
Кто они были и откуда захвачены, никто ничего не мог узнать. Только впоследствии до жителей Партенита дошел слух, что из Херсонеского и Судгайского монастырей похищены были монахини и послушницы какими-то корсарами вероятно для продажи на рынках Византии или Египта.
В замке снова начались празднества. Но на этот раз нередко прохожие слышали невнятные стоны, как будто выходящие из под земли. Слух об этом вскоре достиг до местного митрополита и он вывел заключение, что в подземельях замка вероятно подвергаются насилиям одинокие и беззащитный существа.
Представитель духовной власти решился проникнуть в это таинственное здание, увидеть его жителей и узнать с какою целью они приезжают сюда ежегодно на непродолжительное время. Но лишь только он приблизился к замку, его окружила вооруженная стража и, не принимая никаких объяснений, повергла в темницу.
На другой день к святителю вошел один из гостей замка и спросил его: зачем он силился проникнуть в то здание, куда не дозволен вход сторонним лицам?
— Я посетил вас в качестве духовного отца, обязанная знать своих прихожан и заботиться о благе их душ.
— Ты никогда не узнаешь ни их имен, ни их отечества — отвечал неизвестный. Но вот тебе кошелек полный золота, которое употреби за наши грешные души, и беги от нас, дозволявших себе один раз в год юношеские шалости вдали от отечества. В противном случае ты останешься в этой, темнице навсегда и тебе грозит голодная смерть.
— Я последую твоему совету только тогда, когда ты пообещаешь, что от пороков ваших не заразится никто из моей паствы.
— Ты можешь быть уверен в этом, потому что мы никого не допускаем из местных жителей в наш дворец.
— Еще одно слово и я уйду: поклянись, что ты и братья твои не нанесут ни малейшего вреда жителям митрополии моей.
— Я никогда не призываю Бога в делах шалости, но да будет по желанию твоему. Уходи-же поскорее, иначе товарищи и друзья мои, от праздности, могут насмеяться над твоими сединами.
Таинственный человек ударил в ладоши. Два грозных араба вошли и по приказанию его вывели почтенная митрополита из подземелья и, проводив за рощу лавров, приказали ему бежать без оглядки.
Но не прошло и месяца после этого дня, как вдруг обитатели Партенита и окрестных селений поражены были необыкновенными явлениями в природе. Невдали от Карабагской скалы разверзлась почва, откуда выступило на громадную вышину пламя, сопровождаемое миллионами каменных ядер, которые, большинством падая на замок бесчестья, с ужасающим гулом низвергались в бездну морскую. Когда-же вся постройка была превращена в безобразные развалины, последовал страшный взрыв, после которого ни осталось ни малейших следов от существования обители зла. Из всех бывших в замке спаслась каким-то чудом только одна молодая девушка, оказавшаяся дочерью Судакского архонта, которая и поведала благочестивому митрополиту каким образом она с 20-тью монастырскими послушницами в темную ночь была похищена из монастыря, как все они были доставлены в этот вертеп позора, каким подвергались насилиям и как в заключение вывели их на казнь, но прежде чем секира палача поднялась над головою первой из них, показался огонь небесный, сокрушивший всех злодеев с их притоном.
На чем основана эта легенда — трудно определить; но что Карабагская возвышенность была разрушена землетрясением до основания и что из кратера вылетали округлённые каменные ядра, — в этом может каждый любопытный убедиться при осмотре окрестностей и прибережной полосы этой части Чёрного моря.
Источник: Легенды Крыма / В.Х. Кондараки. – Москва : тип. В.В. Чичерина, 1883. – 100 с.; 22.