ДВА БОГАТЫРЯ

Текст легенды изложен с минимальными изменениями синтаксиса и пунктуации оригинала

(оригинал)

Источник: Легенды Крыма / В.Х. Кондараки. – Москва : тип. В.В. Чичерина, 1883. – 100 с.; 22.

Между деревнею Чоргун и знаменитым Мангупом находится небольшое татарское селение, именуемое Черкез-Керменом, что означает в переводе черкезское укрепление. Сколько нам известно, в Крыму черкезы никогда не имели своих крепостей и никогда не владели отдельными участками на вассальных правах. Спрашивается, что могло понудить туземцев присвоить это название местности, сохранившей верные доказательства жительства здесь скифов, бесспорно успевших усвоить некоторые искусства греков? Нам кажется, что это название создаюсь под влиянием убеждения, что существующая здесь крепость имеет большое сходство с теми укреплениями, которые существуют на Кавказе между черкесскими аулами и считаются созданием их дедов. Так или иначе, но по местному преданию Черкез-Кермен, служил в давно минувшие времена местопребыванием каких-то необыкновенных людей, явившихся с намерением господства над Крымом. Пробыв в ней некоторое время, люди эти начали томиться тоской, потому что ни одна из туземных девушек не изъявляла согласия на выход за них замуж. Одиночество довело этих богатырей до того, что бросив свои пещеры, они удалились. Только двое из них остались с намерением силою завоевать себе подруг. Решение свое гиганты заявили окрестным жителям с тем, что если в течении известного времени они не представят им на выбор лучших девиц, то начнутся насилия и ни одна из дочерей их не будет пощажена.

— Делайте, как знаете, отвечали туземцы, но насиловать наших дочерей мы не станем.

Прошло 40 дней. Ожесточенные богатыри с сверкающими глазами вышли из пещер своих и напали на ближайшее селение. Все девушки выставлены были ими на площадь и две наиболее рослые и красивые взяты были в качестве невольниц.

Два дня спустя гиганты принесли на плечах своих обеих девушек мертвыми и, возвращая тела их родителям, взяли новых красавиц. Та же участь постигла и этих последних. Таким образом насилие богатырей продолжалось чрез сутки и дошло до того, что в деревне из многих взрослых не осталось ни одной.

— Ну, слава Богу — заговорили старухи — мы отдали все, что имели и не будем уже оплакивать новых жертв. Теперь вероятно безжалостные люди перейдут в соседнее поселение и туда перенесут нашу скорбь и слезы.

Пока бедные женщины утешались такими предположениями, в селение их вновь явились богатыри и начали выбирать уже замужних молодых матерей. Покончив и их они добрались до бодрых еще старух. Когда же и таких не осталось, они начали брать недоросток и дело дошло до 9 летних девочек.

Горько было видеть несчастным отцам и братьям, как уводились эти малютки на верную смерть, но противиться таким силачам, которые могли бы сдвинуть на них целые скалы, не приходилось.

— Будем покоряться безропотно воле Творца нашего—говорили бедные отцы — ведь Он дал нам жен и дочерей, Он и властен отобрать их?

— Все это так — отвечали другие — но зачем было отдавать этих немощных на такую позорную смерть? Отчего мы раньше не обезглавили наших добрых жен и дочерей, чтобы не допустить их до такой бесчестной погибели!

– Это так не пройдет безбожным людям — заявляли третьи с тяжким вздохом — настанет время, когда и им воздастся по заслугам.

Пока вели этот разговор между собою горемычные отцы, гиганты братски, обнявшись направлялись к ним.

Идут чудовища за последними нашими внучками, сказали старики. О Боже, неужели Ты пожелал, чтобы от селения нашего не осталось никаких следов? Оставь нам хоть одну девочку для воспоминания счастливых дней.

— Выводите оставшихся девочек! грозно сказали богатыри.

— У нас только две 9-ти летних, а остальные меньше летами — отвечали поселяне. Сжальтесь над невинными детьми: они только что начинают жить.

— Мы также желаем жить — было ответом гигантов.

Подавайте же нам поскорее дочерей ваших иначе мы раздавим наши хаты и всех перетрем в грязь.

Девочки были выведены.

Богатыри схватили их на руки и пошли по направленно к своей обители, но в это время один из стариков не стерпел и с страшными проклятиями бросился за ними.

Ни за что, ни за что, я не дозволю им такой хулы над безгрешными созданиями! вскрикнул он, вцепившись в гигантов. Возвратите беспощадные чудовища моих внучек или я призову на помощь все силы небесные и докажу вам, что есть бог, который не потерпит таких безобразий!

— Отстань ничтожный человек — отвечали гиганты — мы смеемся над твоим Богом и не пощадим и Его, если Он предстанет пред нами.

— Великий Боже! Неужели не доходят до слуха Твоего эти дерзновенные слова? Неужели Ты дозволишь, чтобы и над тобою издевались эти безобразные чудовища. Умоляю Тебя показать нам Твою силу и власть над этими гигантами сравнительно с нами! Слова эти произносились стариком с таким благоговением и такою уверенностью в могущество Творца миров, что и все остальные жители Черкез-Кермена начали подымать руки к небу и просить Бога внять молитве старейшего из членов их семьи.

— Оставь нас глупый старик — закричал один из богатырей, к которому старик вторично бросился на дорогу — или я вынужден буду придавить тебя одним пальцем и лишить тебя навсегда бессмысленной храбрости.

Но старик не отставал и проклятия с молитвами сыпались из уст его.

Богатыри ускорили шаги. Старик вцепился в ноги девочек и требовал всеобщей помощи. Народ воодушевился и в свою очередь бросился вперед.

Богатыри остановились.

— Вы ищите смерти несчастные муравьи и получите ее — сказали они, сверкнув глазами.

— Одно из двух или смерть или полная свобода! отвечали поселяне — возвратите наших последних дочерей!

Слова эти ожесточили чудовищ и они выпрямились, чтобы одним взмахом руки сокрушить Черкез-Керменцев, казавшихся ничтожными козявками. Но прежде чем поднялись их мощные руки послышался ужасный подземный гул и ясно послышались слова:

«Проклятые! вы издевались над Творцом; теперь же пусть издеваются и над вами все проходящие!

Вслед затем раздался громовой удар и пред удивленным народом вместо свирепых великанов выдвинулось два каменных гиганта, уныло смотрящих на сокрушившее их небо.

Источник: Легенды Крыма / В.Х. Кондараки. – Москва : тип. В.В. Чичерина, 1883. – 100 с.; 22.

Author: slserg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *